Главная   >   Летопись   обители

ЛЕТОПИСЬ

ПЕРВЫЕ   УПОМИНАНИЯ

Село Скопино-Красное (Ермола то ж), что на пруду, было даровано Василию Васильевичу Казимирову, потомку новгородского боярина В. А. Казимирова, переселённого в 1478 году в Суздальский уезд. Первые упоминания о деревянной церкви села Ермолино относятся к началу XVII века. В писцовых книгах 1628 года указывается «…за Василием Казимировым пустошь, что было село Скопино Красное, а Ермола то ж, на пруде, а в ней храм Воскресение Христово стоит пуст без пения». После смерти бездетного Василия село Ермолино получил в наследство его племянник Иван Елизарович, суздальский городовой дворянин. Видимо, село и храм были разорены во время польско-литовского нашествия. Иван Елизарович Казимиров восстановил деревянный Воскресенский храм и само село Ермолино. Его вотчинные земли, в том числе и село Ермолино, переходили впоследствии его потомкам.

Основоположник краеведения Ивановского края Владимир Александрович Борисов в аннотации к жалованной грамоте 1619 года, данной Царём Михаилом Феодоровичем Василию Блудову на поместье в Ермолином стану пишет, что «Ермолино село в старину называлось Скопиным, как видно из писцовых, в рукописи книг письма и дозору Ивана Огарёва 1574 г., и находилось в 15 верстах от села Кохмы – отчины Князей Скопиных-Шуйских. Можно предположить, не от этого ли села Скопина, нынешнего Ермолина, получили название и самые Князья Скопины-Шуйские, тем более что Князьям Шуйским много волостей принадлежало около Шуи, как то: Парская, Горицкая, Ивановская и другие».

По названию села Ермолино называлась территория к западу от течения реки Тезы в пределах Нерехтского уезда по южным его границам – Ермолин стан. Ермолин стан до открытия Костромского наместничества был Суздальского уезда.В XVII веке, согласно определению Ю. В. Готье, стан был совокупностью известного количества населённых местностей и пустошей, не объединённых какой-либо организацией. По большей части это были прежние волости, общинное устройство которых распалось с того времени, как они, вследствие раздач, перешли по частям в частное владение. В этот период стан мог включать в себя несколько волостей. Но в других случаях мог также считаться административной единицей одного порядка с волостью в составе уезда.

Суздальский уезд

На этой карте Суздальского уезда под цифрой 3 обозначен Ермолин стан.

Образовавшийся в 1778 году Плёсский уезд вобрал в себя северную часть территории Ермолина стана. Южная часть отошла городу Владимиру.

Ещё деревянный храм упоминается в 1723 г. 8 февраля в отпускной крестьянской девице деревни Домовиц, Ермолина стана, Суздальского уезда от вдовы княгини Настасьи Григорьевны Волконской « за старосту Иванова приложил к отпускной руку села Ермолина диакон церкви Воскресения Василий». Деревня Домовицы соседствует с селом Ермолино.

СТРОИТЕЛЬСТВО   КАМЕННОГО   ХРАМА

Каменный храм Воскресения Словущего с зимним приделом святителя Николая Чудотворца построен в середине XVIII века на средства помещика, надворного советника Петра Алексеевича Быкова с прихожанами. Его жена Екатерина Сергеевна, урождённая Казимирова, правнучка Ивана Елизаровича Казимирова.

Храм располагается посередине села, а своей оградой выходит на проходящую через село бывшую большую столбовую дорогу.

Участок под храмом трапециевидной формы, с каменной оградой начала XIX в. Это бывшее кладбище. На нём хоронили до 1935 года. Всё сооружение кирпичное и было с побелкой по кладке. У большинства приходских храмов второй половины XVIII века, построенных по заказу окрестных помещиков, в архитектуре наблюдалось обычное для провинции запоздание и смешение стилей. Здесь раннебарочная архитектура храма соседствует с формами колокольни, выполненной в духе суздальского зодчества XVII – нач. XVIII вв.

Вид на колокольню с южной стороны.  Вид на храм с юго-восточной стороны.  Вид на храм с северной стороны.

Фотографии храма 80-х годов.

Основной объём храма с крупным восьмериком на четверике увенчан купольной кровлей и луковичной главкой на двухъярусном основании. Южная стена зимнего храма выдвинута и скруглена, обозначая место придельного алтаря в честь Николая Чудотворца. Колокольня представляет собой восьмигранный столп, опирающийся на низкий четверик. Арки яруса звона врезаны в основание крутого шатра с изгибом полицы.

Зимний храм отделяется от летнего широкой аркой. На зиму после праздника Покрова Божией Матери проём арки перегораживали двойными стеклянными дверями. И службы проходили в зимнем приделе, который отапливался дровяной печью. На зимнее время 19 декабря приходится престольный праздник в честь святителя Николая Чудотворца. Первая после зимы служба в летнем Воскресенском храме была на Пасху, что прибавляло праздничности и торжественности Пасхальной службе.

Сохранился Указ 1819 года в ответ на просьбу священника Георгия Стефанова (в документах он подписывался то Егором, то Георгием, то Стефановым, то Степановым) о дозволении отлить новый колокол.

Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО, из Костромской Духовной Консистории, ведомства Луховского Духовного Правления села Ермолина Воскресенской церкви священноцерковнослужителям с приходскими людьми. Сего мая 7-го числа поданным Его Преосвященству Самуилу, Епископу Костромскому и Галичскому оной вашей церкви священник Егор Стефанов и староста церковный крестьянин Андрей Афанасьев прошением просили о дозволении вылить новый колокол весом в 30 пудов, на котором прошении резолюцию Его Преосвященства предписано: Бог благословит. И по указе ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА консисторию определено: о дозволении вылить новый колокол весом в 30 пудов на счет приходских людей и доброхотных дателей не касаясь никакой церковной суммы послать к вам священноцерковным служителям с приходскими людьми указ.        Мая 7 дня 1819 года Кафедральный иерей Алексей Ремезов

По дошедшим до нашего времени документальным свидетельствам, начиная с 1766 г., настоятелями храма были следующие священники:

       1766 – 1815 иерей Симеон Иванович
       1816 – 1817 иерей Павел Матвеевич
       1819 – 1838 иерей Георгий Стефанович
       1838 – 1855 иерей Капитон Алексеевич Розанов
       1855 – 1872 иерей Георгий Иванович Миловский
       1873 – 1881 иерей Евфимий Алексеевич Павский
       1882 – 1885 иерей Петр Иванович Прозоровский
       1886 – 1890 иерей Василий Иванович Малиновский
       1890 – 1897 протоиерей Дмитрий Иванович Лебедев
       1898 – 1921 иерей Константин Виссарионович Орлеанский
       1922 – 1923? иерей Иоанн Троицкий
       1923? – 1931 иерей Иоанн Рябинин
       1931 – 1945 игумен Алексий (Разумеев)
       1945 – 1956 протоиерей Димитрий Владимирович Добронравов
       1956 – 1960 иеромонах Порфирий (Преображенский)
       1960 – 1963 протоиерей Иосиф Николаевич Муратов
       1963 – 1965 протоиерей Алексей Тюленев
       1965 – 1967 иерей Николай Полисадов
       1967 – 1970 протоиерей Николай Иванович Каллистов
       1970 – 1982 иерей Виталий Семёнович Груздев

1982 – 1995 игумен Антоний (Логинов)

С 1995 настоятель общины игумен Варлаам (Борин)

ПРИХОД   ХРАМА,   ДЕРЕВНИ   И   ПОМЕЩИКИ

Карта межевания

Плёсский уезд. Генеральный геометрический план. Карты межевания 1792 г.

Плёсский уезд с 1778 г. В 1796 г. упразднён.

На составленной в это время карте межевания видно большую столбовую дорогу, идущую из города Нерехты в город Балахну, село Ермолино, сельцо Попадьино, деревню Пережогино, сельцо Пережегино и деревню Тимошиху. Все жители этих населённых пунктов и составляли приход Воскресенской церкви. До революции в России сельцом называли помещичий дом и несколько крестьянских изб, в которых проживала прислуга помещика. Название Попадинок в документах на протяжении веков колебалось. В дальнейшем в тексте для удобства будет использоваться современное написание.

Как писалось выше, Василий и Елизар Казимировы владели многими землями в Суздальском уезде. В том числе это были село Ермолино и деревня Попадинки. Их вотчинные земли переходили многочисленным наследникам в основном по женской линии. Одной из наследниц была Екатерина Сергеевна Казимирова (+17.7.1779), которая вышла замуж за коллежского советника Петра Алексеевича Быкова, впоследствии построившего каменный храм в Ермолине. У них родились три дочери: Пелагия, Анна и Анастасия. Анна вышла замуж за Ивана Васильевича Богданова (в 1787 г. он надворный советник) и жила в Курском наместничесве, а Анастасия – за Степана Пестрикова (в 1787 г. он статский советник) и жила в Ермолине. Поэтому к началу XIX в. помещиками в Ермолине были статская советница Настасья Петровна Пестрикова, Надворный советник Николай Иванович Богданов, Елизавета Ивановна Богданова, Степан Ильич Пышницкий, Дмитрий Алексеевич Гарьянов, Иван Михайлович Трегубов и Пётр Иванович Трегубов. С середины XIX в. помещиками были Николай Николаевич Коптев, Борис Николаевич Богданов, Настасья Николаевна Альбединская, Мартын Михайлович Стаховский, Раевская и Розанова. Судя по указу, в котором описывается пожар, в 1823 г. в Ермолине проживала помещица Настасья Петровна Пестрикова. А по Духовным Росписям до 1844 г. со своими дворовыми жил штабс-ротмистер Борис Николаевич Богданов.

В 1766 г. в Попадинках было две усадьбы братьев Казимировых: Леонтия и Андрея.

В 1842 г. этими усадьбами владеют Вороновы и Логвиновы. Поручик Михаил Иванович Воронов из дворян был женат на Екатерине Андреевне, урождённой Казимировой. В 1817 г. Воронов расписывался в церковных книгах записей прихода как прихожанин: 1817 прихожанин поручик Михаил Воронов при вскрытие (кружки) был. У Михаила и Екатерины Вороновых было две дочери, Параскева и Елена. В 1838 г. Параскева выходит замуж за поручика Николая Константиновича Балакерева, дяди известного композитора. А в 1840 г. Елена выходит замуж за майора Михаила Михайловича Жукова из Владимирской губернии села Китова. Венчания проходят в Ермолинской церкви. В свою очередь, Логвинов Андрей Матвеевич был женат на Варваре Ивановне Казимировой, внучке Леонтия Егоровича Казимирова.

Попадинские помещики начала XVIII в: надворный советник Николай Иванович Бордаков, капитан-лейтенант; Александра Максимовна Казимирова, Василиса Андреевна Казимирова, Михаил Иванович Воронов, Андрей Матвеевич Логвинов и чета Меркуловых – Петра Кирилловича и Варвары Яковлевны.

В Пережогине вотчиной последовательно владеют в начале XIX в. гвардии прапорщик Пётр Александрович Полозов, с 1821 по 1828 гг. – Елизавета Ивановна Полозова, с 1829 по 1848 гг. – княгиня Надежда Ивановна Трубецкая и с 1849 по 1881 гг. – её сын князь Григорий Петрович Трубецкой.

ПОЖАР   1823   ГОДА   И    ВОССТАНОВЛЕНИЕ   ХРАМА

В июле 1823 г. в селе Ермолине случился страшный пожар, от которого выгорело все село и сильно пострадал храм. Пожар начался на кухне помещицы Настасьи Петровны Пестриковой, дочери Петра Алексеевича Быкова и Екатерины Сергеевны. Вот как он описан в Указе № 1992 от 3 августа 1823 г.: «Что минувшего июля 18-го числа во время отпевания им (священником Георгием Стефановым) Божественной Литургии в селе их сделался пожар, – запаление сие произошло в кухне госпожи Пестриковой, от коего пожара, как священноцерковнослужителей, так и приходских людей домы со всеми принадлежностями сгорели. Пламя сие коснулось и до самой церкви, на которой, так как оная каменная, обгорели: крыша, внутри колокольни, полы и лестницы. На настоящей глава крыта железом по дереву свалилась, равно одна глава на приделе деревянная сгорела. Но при помощи и старании прихожан иконостас, святые иконы, ризница и прочая утварь церковная, также святой Антиминс по снятии им вынесены. Кроме некоторой части в настоящей церкви иконостаса верхнего яруса, которого от сильного жару сгорел амвон от него, и клирос предались пламени огня. В настоящей же Воскресенской церкви престол уцелел идеже неподожен. В приделе Николая Чудотворца престол остался невредимым, но неизвестно кем сдвинут с места. Просим оную церковь покрыть железом на средства прихожан с присовокуплении прикладной и кошельковой суммы не касаясь свечной и прочее сгоревшее поправить, и выдать для сбору от доброхотнодателей на означенные поправки книгу сроком на три года на имя прихожанина деревни Попадьино крестьянина Леонтия Иларионова. А дабы церковь сия не осталась без служения, то по собрании иконостаса в настоящей Воскресенской церкви и святых икон и по освящении малым освящением священнослужение производить дозволить».       Протоиерей Даниил Груздев

После этого пожара последовали долгие восстановительные работы. Из расходных документов видно, как они шли. Железо для крыши закупалось и привозилось на подводах из Ярославля, и уже в октябре этого же года кровельные работы были закончены.

1823 год.

В августе месяце: куплено железа в городе Ярославле для покрытия обгоревшей церкви у купца Алексея Чепахина восемьдесят пудов за которое заплачено по семи рублей и тридцати копеек за пуд. Всего 584 Издержано в городе Костроме за указом и за книгою и дорогою всего пятьдесят рублей. За подводы за привоз железа заплачено сорок рублей. Куплено гвоздей у того же купца Чепахина – 16. Куплена тёсу на поправку в колокольне и на паперти. За оной плачено сорок пять рублей.

В сентябре месяце: куплено железа в городе Ярославле для крытия обгоревшей церкви вышеозначенного купца Чепахина шестьдесят пудов ценою по восьми рублей по пятнадцати копеек за пуд. Всего 489 рублей. Отдано за починку оконниц в церкви шестьдесят рублей. Отдано за распилку бревен для обрешетки на церкви двадцать один рубль.

В октябре месяце: куплено жести в городе Ярославле упомянутого купца Чепахина для покрытия глав двести листов. За каждый лист заплачено по шестидесяти по пяти копеек. Всего сто тридцать рублей. Куплено железа у того же купца Чепахина двадцать пять пудов по восьми рублей и по пятнадцати копеек за пуд. Всего 203 рублей 75 копеек. Куплено в селе Дунилове. Гвоздей разных сортов за которые плачено двадцать один рубль 25 копеек. Отдано мастеру за работу церковную как деревянную так и железную 361 рубль.

В декабре месяце: куплено постного масла для крашения листов железа два пуда за которые плачено двадцать рублей. Отдано за подводы за привоз железа для покрытия церкви из города Ярославля – 20 рублей.

Для сбора денег на восстановление была устроена часовня-столбик напротив церкви у большой дороги, чтобы люди, проезжающие через село, могли пожертвовать деньги.

1824 год.

В мае месяце: подано священнику неизвестно каким проезжающим человеком на погоревшую церковь 150 рублей.

Вынуто из столбика стоящего противу церкви на большей дороге 31 рубль.

В декабре месяце: от указанного сборщика на погорелую церковь Леонтия Иларионова 108 рублей.

Указ о пожаре 1823г.       Угловая башенка ограды с входом со стороны дороги

На довоенной фотографии видна сохранившаяся «часовня» в угловой башенке ограды. Позднее вход в неё заложили кирпичной кладкой. В этой угловой башенке проезжающие и проходящие мимо села люди могли помолиться и поставить свечки. Конечно, это не та часовня. Ведь в то время каменной ограды ещё не было. Но, видимо, при строительстве ограды эта идея нашла своё воплощение.

АРАКЧЕЕВСКИЙ   ТРАКТ

Большая дорога. 1877г. Добровольский Н.Ф.

"Большая дорога". 1877 г. Художник Добровольский Н. Ф.

Село Ермолино пересекает бывшая большая столбовая дорога с бульварами и березами, которая раньше проходила из Ярославля в Нижний Новгород (Нерехта – Балахна). Участки этой дороги сохранились рядом с селом. С южной стороны видно, как тракт, делая лишний изгиб, входил в село. Благодаря этому повороту при въезде в село открывалась красивая панорама на храм.

Эти «бульвары» сейчас – своеобразный памятник истории. Сохранилась широкая проезжая часть с боковыми «гульбищами», обсаженными по сторонам берёзами.

Плановое строительство дорог в России началось в период Екатерины Великой. На основании Её Указа от 16 февраля 1789 года, поступившего во Владимирскую губернию, было предписано «провести дороги в надлежащий вид, так как во многих местах даже пехом с трудом перейдешь, а оныя перейдти и делать надобно труда много, а некоторые дороги из лесин необрезанных, а в лесные края много непрочищенны».

На основании данного Указа было сделано распоряжение:

1) Обрезать «большие» дороги в нужную ширину (около 30 сажень);

2) Выпрямить «большие» дороги, которые начертаны на почтовой карте;

3) Починить мосты и гати;

4) Для постоянного осуществления контроля за состоянием дорог разделить их на участки и закрепить за населенными пунктами, исходя из количества душ в данных поселениях;

5) Организовать подстанции с той же целью;

6) При строительстве дорог обеспечить сток воды, для чего вырыть рвы по обе стороны дорог при необходимости;

7) Проселочные дороги очистить от кустарника и леса, чтобы освободить проезд по ним.

Ответственность за составление планов дорог возлагалась на губернских и уездных землемеров.

Для обеспечения нормального движения ставили «ямы». В них хранилось продовольствие, запасы корма для лошадей, жили обслуживающие дорогу люди, называвшиеся ямщиками, – они перевозили по государственным подорожным чиновников и государственные грузы от «ямы» до «ямы». Через каждые 20-25 верст строились ещё и этапные тюрьмы.

А каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан урок посадить на придорожной полосе по несколько берёз и следить за их выживанием, ответственность за сохранность берёз ложилась на общину.

Карта 1799 г.     Карта 1809 г.

1) Карта 1799 г. Тракт с обозначением почтовых станций. 2) Карта 1809 г.

Далее в 1817 г. последовал специальный Указ Александра I на эту тему.

В отчётах губернаторы писали: «На основании Высочайше утвержденного 13 декабря 1817 года проекта было преступлено к правильно к правильному устройству путей сообщения в губернии. Под полотно дорог отведено по 30 сажень в поперечнике, из которых от 8 до 10 сажень назначено для проезжей части дороги, по 5 сажень по обе стороны для канав и аллей, а остальные 5-ти саженные участки за аллеями, по обе стороны тракта, для прогона скота. Чтобы скот не ломал деревьев и не делал порчи пахотным и сенокосным землям, проведены с той и с другой стороны канавы. Аллеи устроены за боковыми канавами у самой дороги, отступая от края боковых канавок на 1,5 сажени. Посадка деревьев произведена таким образом, что одно дерево от другого по линии дороги и одно против другого по ширине отстоят на 2 сажени».

Вдоль трактов по Почтмейстерской инструкции 1807 года вдоль главных дорог начали ставить черно-белые столбы – «вёрсты полосатые». С тех пор основные тракты государства и стали называть «столбовыми дорогами».

Карта Шуберта 1823-1840 г.     Вид на тракт

1) Карта Шуберта 1823-1840 г. 2) Вид на тракт.

Торговая дорога из города Нерехты в город Шую до 1847 года была почтовою. Как видно на карте, ближайшие к Ермолину почтовые станции были в Спас-Нозыге и Дунилове. Сибирский этапный путь от Костромы до Нижнего Новгорода проходил по почтовому тракту на Кинешму, Юрьевец и посад Пучеж, и на всех ночлежных пунктах имел нарочно устроенные укреплённые дома. Кроме Сибирского тракта были и другие этапные дороги, в том числе и наша, проходящая через Арменки и Дунилово. За исключением Сибирского тракта, на всех остальных этапных дорогах ночлежных укрепленных домов не было, а арестанты помещались или в наёмных домах, или же им отводились ночлеги у обывателей. (Материалы для Костр. Губ. 1861 г. С. 107 - 110).

ПРОДОЛЖЕНИЕ   ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ   РАБОТ

И   ОСВЯЩЕНИЕ   ЗИМНЕГО   ХРАМА

В 1824 г. на пожертвованные деньги продолжалось восстановление храма. Для этого были закуплена известь для побелки и различные краски для работ внутри храма. Все работы выполнялись местными мастерами.

1824 год.

В мае месяце: куплено известка для поправления обгоревшей церкви за которую плачено 23 рубля. Куплено белил двадцать фунтов – 10 рублей. Куплено красок для раскрашивания обгоревшей церкви разных сортов за которые плачено 72 рубля 36 копеек. Куплено гвоздей на чинку разных сортов – 11 рублей 64 копейки. Отдано подрядчику за правку церкви села Писцова крестьянину Ивану Гаврилову 54 рубля.

В декабре месяце: отдано долгу Шуйской округи государственной вотчины деревни Добрынская крестьянину Ивану Григорьеву 108 рублей. Куплено тесу для закроев церковных и для дверей за которые плачено 11 рублей. Куплено навесок для дверей – 8 рублей. Куплено бревно для косяков – 2 рубля 44 копейки.

Иконостас в приделе Николая Чудотворца

Иконостас в приделе Николая Чудотворца. Фотография 80-х годов.

К концу 1825 г. в приделе Николая Чудотворца был закончен новый иконостас. Одноярусный иконостас с гладкими коринфскими колонками на выступающих постаментах декорирован пластичной барочной резьбой. Над слегка дугообразно выдвинутыми царскими вратами помещено резное изображение Св. Духа в виде голубя и возвышающаяся над ними высокая фигурная арка. Резные работы исполнил Александр Петров, крестьянин деревни Дедилова вотчины помещика А. А. Линева. В январе 1826 г. был выправлен Указ на освящение придела, приобретён антиминс, и придел был освящён. Этот же крестьянин Александр Петрович выполнил все киоты в зимнем храме. Настасья Петровна Пестрикова пожертвовала на оснащение и освящение храма 600 рублей.

1825 год.

В январе месяце: вынуто из столбика стоящего противу церкви на большей дороге 87 рублей. Отдано за починку оконец в церкви после пожара двадцать рублей. За починку закроев в церкви четыре рубля.

В феврале месяце: отдано за починку иконостаса в настоящем храме после пожара десять рублей.

В июне месяце: отдано за сделание нового иконостаса в приделе после пожара вотчины помещика Александра Алексеевича Линева деревни Дедилова крестьянину Александру Петрову 55 рублей.

В июле месяце: отдано выше упомянутому иконостасному мастеру Александру Петрову 40 рублей.

В декабре месяце: отдано тому же мастеру Александру Петрову 155 рублей.

1826 год

В январе месяце: подано помещицею Настасьей Петровной Пестриковой на оснащение храма 300 рублей.

В январе месяце: издержано на выправку указа и освящение придела 25 рублей. Заплачено за антиминс 17 рублей. Издержано для освящения придела 100 рублей.

В апреле месяце: куплено синего кирпичу для выстилки в церкви полу за который плачено 28 рублей. Куплено войлок для церковной двери 60 копеек.

В сентябре месяце: отдано за выстилку пола в церкви 17 рублей.

В декабре месяце: получено от указанного сборщика Леонтия Иларионова 24 рубля в продолжении всего года. Уплачено за прошедшие годы долги Шуйской округи экономической вотчины деревни Добрынская крестьянину Ивану Григорьеву 240 рублей.

1826 год.

В январе месяце: подано помещицею Настасьей Петровной Пестриковой на освящение храма 300 рублей.

В 1828 году была покрашена крыша и купол храма зелёной краской.

1828 год.

В мае месяце: куплено зеленой краски десять фунтов плачено 25 рублей.

В июне месяце: куплено зеленой краски десять фунтов плачено 25 рублей.

ИКОНОСТАС   И   РАБОТЫ    В   ЛЕТНЕМ   ХРАМЕ

В 1829 году получено благословение от Епископа Костромского и Галичского Самуила на устроение нового иконостаса и штукатурные работы в Воскресенской церкви. Иконостас делал всё тот же крестьянин Александр Петрович из деревни Дедилово.

1829 № 1404-й

Указ Его Императорского величества Самодержца Всероссийского, из Костромской Духовной Консистории, Ведомства Луховского Духовного Правления, села Ермолина, Воскресенской церкви священнослужителям с прихожанами. Сего мая 7 числа поданным Его преосвященству Самуилу, Епископу Костромскому и Галичскому и Кавалеру оной вашей церкви диакон Петр Андреев прошением с приложением рисунка просил о дозволении в настоящей вашей Воскресенской церкви устроить новый иконостас, и по причине случившегося пожара вместо отвалившейся штукатурки отштукатурить снова, на котором прошении резолюцию Его Преосвященства предписано: по приложенному рисунку устроить новый иконостас и внутри церкви отштукатурить дозволить насчет прихожан. Указ май 7-го дня 1829 года. Протоиерей Димитрий Муравьев.

Иконостас летнего храма. Фотография 80-х годов           Иконостас летнего храма. Фотография 2007 г.

Главный иконостас – это выразительное произведение классицизма с барочными деталями. Высокое трехъярусное сооружение с коринфскими колоннами увенчано скульптурным Распятием с предстоящими. Иконостас отличается парадностью и торжественностью облика, а также выраженным вертикализмом. Верхняя часть сужена, что придаёт стройность всей конструкции. Важную роль играют расписанные под мрамор колонны – основной конструктивный и декоративный элемент композиции. Центральная часть алтаря выходит вперед.

Интересно скомпонован средний ярус. В центре между двухколонными портиками, соединёнными аркой, помещены три иконы Деисуса, над ними овальная «Тайная вечеря». По бокам расположены иконы Деисусного чина: они занижены или завышены по отношению к иконам в центре.

1829 год.

В мае месяце: куплено асбесту для штукатурки в церкви тридцать пудов за которые плачено 10 рублей. Шуйской округи государственной вотчины деревни Добрынского крестьянину Симону Григорьеву отдано за пилку бревен на подмосты 6 рублей.

В июне месяце: Отдано за штукатурку в церкви 100 рублей вотчины помещицы Страховой деревни Белкашева Тимофею Афанасьеву.

В июле месяце: отдано города Шуи купцу Василию Гаврилову за известь 40 рублей. Отдано за штукатурную работу в церкви 20 рублей преждеозначеннму крестьянину Тимофею Афанасьеву.

В августе месяце: отдано за работу иконостасную 120 рублей вотчины помещика Александра Алексеевича Линева деревни Дедилова крестьянину Александру Петрову.

В декабыре месяце: отдано за работу иконостаса 62 рубля 62 копейки преждеозначенному крестьянину.

ОГРАДА

В 1830 году был закуплен лес для церковной ограды. Первоначальная ограда была деревянной. Её делал Ефим Леонтьевич из Пережогина. В следующем году ограду побелили.

1831 год.

В июне месяце: куплено краски и белил для раскрашивания ограды. За оное плачено 33 рубля. Шуйской округи государственной вотчины деревни Добрынскаго крестьянину Ивану Григорьеву. Отдано за отбеливание и крашение ограды 15 рублей 40 копеек вотчины помещицы Страховой деревни Белькашива крестьянину Тимофею Афанасьеву.

В сентябре месяце: Окраска ограды.

Каменная ограда построена между 40-м и 79-м годами XIX в. В 1879 г.белился храм и уже каменная ограда.

1879 год.

В августе месяце: окраска кровли церкви и ограды на пожертвованные деньги старосты Голубинского и отбелку их известью.

Парадные восточные ворота. Фотография 90-х годов

Ограда декорирована очень скупо. Побелка была по кладке. Её упрощённые формы ориентированы на классицизм. Невысокую глухую стену украшают лежащие филёнки, чередующиеся с коренастыми башенками квадратного сечения. Ограда также включает башенки на углах, парадные восточные ворота, большие восточные ворота, северный и южный входы на кладбище. Центральная арка трёхпролётных ворот значительно выше и шире боковых входов, украшена парными колоннами. Раньше в юго-восточной угловой башенке была часовня, своим входом обращённая к дороге.

ПОЗОЛОТА   НИКОЛЬСКОГО   ИКОНОСТАСА

И   ЦЕРКОВНАЯ   ОПИСЬ   1867    ГОДА

Резьбу на иконостасе в приделе Николая Чудотворца позолотили только в 1836 г., хотя резные работы были уже сделаны в 1825 г.

1835 Март № 1313

Указ Его Императорского величества Самодержца Всероссийского, из Костромской Духовной Консистории, Ведомства Луховского Духовного Правления, села Ермолина, Воскресенской церкви священнослужителям с прихожанами. Сего марта 21-го дня поданным Его преосвященству Павлу, Епископу Костромскому и Галичскому и Кавалеру, оной вашей церкви священнослужитель и приходские люди прошением просили о дозволении в оной вашей Воскресенской церкви и в приделе во имя Николая Чудотворца вновь устроенные столярные с резьбой иконостас вызолотить насчет прихожан с прибавлением кошельковой церковной суммы.

Марта 21 дня 1835-го года. Предтеченский протоиерей Максим Орлов.

В 1836 г. за позолоту иконостаса Никольского придела Костромскому мещанину Владимиру Ивановичу Соколову с марта по октябрь было выплачено 1300 рублей.

Пожар и первоначальные восстановительные работы выпали на долю священника Георгия Стефанова, который служил с 1819 г. до своей кончины в 1838 г. После его смерти в сентябре 1838 г. в Ермолинском храме венчался на его дочери Капитон Розанов, рукоположенный затем во священника Ермолинского храма. При отце Капитоне продолжалось восстановление храма.

И вот как он уже выглядит внешне и внутренне в церковной описи 1867 года:

Храм Воскресения Христова, построен в котором году неизвестно, каменный, продолговатый, одноэтажный с одним приделом с южной стороны в честь Святителя и Чудотворца Николая. Храм построен и переплетинам? покрыт листовым железом, окрашенным зеленою краскою, на храме одна глава – круглым, котором покрыта белою английскою жестью. Крест на главе деревянный обитый белою жестью. Окон в храме внизу 10, вверху 4. Окна расположены симметрически по обеим сторонам храма. В Церковь два входа, - один боковой, другой с паперти. Боковой вход имеет снаружи дверь железную и внутри стекольчатую. Во вход в Церковь с паперти двери деревянные двои. В проходе из настоящей церкви в предел, двери деревянные стекольчатые с таковою же вверху полуциркульною аркой. Стены Храма снаружи отбелены, и в приделе вверху расписаны Священными изображениями. В настоящей Церкви верх сведён куполом а в алтаре сводом, и равно стены алтаря расписаны Священными изображеньями. Во всём Храме пол синего кирпича. Придел во имя святителя и чудотворца Николая находится в тёплой Церкви. Иконостас в настоящей церкви лучшей резной работы о 3 ярусах, наполненных иконами и колоннами. Иконостас покрыт голубою краскою, и по резьбе вызолочен на полимент. Иконостас придела. Иконостас деревянный столярный, окрашен красною краскою кармин и по резьбе вызолочен на полимент, устроен в один ярус с колоннами раскрашенными под мрамор.

По этой же описи значилось шесть колоколов:

1. Большой колокол 92 пуда 16 фунтов

2. Полиелейный 42 пуда 29 футов

3. Будничный 11 пудов

4. Малой 4 пуда

5. Малой 30 фунтов

6. Малой 20 фунтов

Церковные здания:

1. Амбар деревянный для хранения собираемого по приходу зернового хлеба, покрытый соломою. 2. Сарай деревянный для хранения кресел, употребляемых во время ходов, покрыт соломою.

Летом 1904 года были позолочены кресты на храме.

1904 год.

В июле месяце: уплачено мещанину города Луха Петру Андреановичу Мочалову за позолоту крестов на храме 60 рублей.

КРЕСТНЫЕ   ХОДЫ   И   МОЛЕБНЫ

Крестный ход. 1882г. Соломаткин Л.И.

"Крестный ход" 1882 г. Художник Соломаткин Л. И.

Выше в церковной описи за 1867 год указан сарай "деревянный для хранения кресел, употребляемых во время ходов". В словаре Даля есть несколько значений слова "кресло". Это могли быть: 1) две слеги (жерди) с поперечным вязком, для увеличения длинны телеги или саней, при громоздкой клади. 2) весь кузов тележный или санный, какой ставится на роспуски и на дровни. 3) Простые извощичьи или дорожные сани, с обвязкою и отводами.

Сохранилась тетрадь, в которой фиксировались доходы от служения треб, начиная 1915 г. и кончая 1923 г. Каждую зиму 19 декабря на празднование Николая Чудотворца и на Крещение священники с прихожанами ходили со святой водой в Ермолине, а на следующий день – в Попадинках, Пережогине и Тимошихе. После Пасхи на Сетлой неделе ходили крестным ходом «со славою» каждый день в отдельное село прихода. На Георгия Победоносца 6 мая окропляли посевы (поля) и скотину в Ермолине, также и на Флора и Лавра 31 августа. На Николая Чудотворца 24 мая, на Троицу и на празднование в честь иконы Божией Матери Шуйской-Смоленской 10 августа ходили крестным ходом и служили молебны в каждом селе прихода. После храмового праздника 26 сентября Воскресения словущего через несколько дней.

Записи 1916 г.         Записи 1921 г.

Тетрадь с записью доходов от совершения треб за 1916 и 1921 гг..

Иногда служились молебны и на станции Ермолино. Так было до революции, так продолжалось и после, по крайней мере, до 1923 года включительно. После тетрадь заканчивается. Характер треб не меняется. Меняется цвет чернил: с черных на разбавленные фиолетовые, после – на карандаш.

РОСПИСЬ   ХРАМА

Первоначальная роспись храма была выполнена клеевыми красками. Позднее поновлялась маслеными красками с искажением стиля и колорита.

Особенности росписи купола в Воскресенском храме определяются его архитектурными формами. Основной объём купола перекрыт глухим сомкнутым восьмигранным сводом. На каждом лотке своё изображение, а тематика изображений продиктована храмовым праздником памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа. После обретения на этом месте св. царицей Еленой Животворящего Креста была заложена первая церковь Гроба Господня или Воскресения.Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофыи место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий. Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года. В память об этом событии в Православной церкви был установлен праздник Обновления храма. От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это всё одно здание. Нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен в XI в. на деньги византийских императоров. Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе. В тогдашнем иерусалимском обряде обновление храма и обретение креста начинали праздновать в один день, 13 сентября. Чёткое разделение праздников произошло позже. И первоначально праздник обновления был первым и главным днём празднования в честь Креста и Воскресения. Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а праздник Воздвижения креста становиться всё более значимым. Воздвиженское богослужение уподобляется Великому Пятку, при этом Связь Воздвижения с Воскресением Христовым закреплялась праздником Воскресения словущего, происходящего накануне.

Роспись купола. Фотография 2007 г.

Теперь становится понятен выбор изображений, редко встречающихся в росписи купола. В центре свода – Христос-Пантократор. На лотках последовательно изображён страстной цикл, состоящий из сцен: «Воскрешение Лазаря», «Иисус Христос умывает ноги апостолам», «Целование Иуды», «Суд первосвященника Каиафы», «Страдание Христа во дворе у Пилата», «Несение креста», «Голгофа», и завершает цикл «Убиение архидиакона Стефана». «Голгофа» совпадает с иконостасным скульптурным Распятием с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Изображения идут по часовой стрелке, начиная с южной стены. Роспись свода характерна для классицизма с присущей ему ясностью и уравновешенностью композиционных построений с выделением центральных персонажей.

«Воскресение Христово» и «Нагорная проповедь»          «Вознесение»

1) «Воскресение Христово»  и  «Нагорная проповедь»   2) «Вознесение»

Масляная живопись на евангельские темы на стенах основного объёма типична для позднеакадемической манеры. Традиционно второй сверху ряд росписей составляют фрески с изображениями двунадесятых праздников. При этом последовательность сюжетов определяется направлением слева направо в хронологическом порядке, начиная с юго-востока: «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Воскресение Христово», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа на апостолов». Таким образом «Воскресение» оказывается в середине, а по бокам – изображения событий, предшествующих Крестным страданиям и происшедших уже после Воскресения.

Однако же во втором ярусе под «Воскресением» перед нами предстаёт не сюжет двунадесятого праздника, а Нагорной проповеди Иисуса Христа. Чем же это могло быть вызвано? Ответ на такой вопрос обнаруживается в контексте литургического богослужения. Дело в том, что изображение данного события размещается напротив Царских Врат, в которые входит священник во время служения литургии, совершая т.н. малый вход, символизирующий восхождение Спасителя на гору для проповеди. В свою очередь, на клиросе этот момент знаменуется пением начальных слов той проповеди, представляющих собой заповеди блаженства.

Реальная архитектурная основа иконостаса целиком подчиняет себе настенную живопись. Обилие орнаментальных деталей, выполненных в технике гризайль, объясняется тем, что живописцам необходимо было объединить архитектуру иконостаса и монументальную живопись. Стены летнего храма были выкрашены той же синей краской, что и иконостас.

Иконостас летнего храма. Фотография 80-х годов         Иконостас летнего храма. 1988 г.

Более традиционны для конца XVIII – нач. XIX вв. барочные композиции алтаря: «Моление о Чаше» на северной стене, «Снятие с креста» на южной и «Иже херувимы» в конхе.

Изображения Гевсимании и Голгофы проникают в алтарную живопись с осмыслением темы жертвенника связанной с совершением здесь проскомидии, приготовлением евхаристической просфоры и вина.

В 1893 г. монументальною росписью храма занимается живописец Аркадий Климентьевич Прихудайлов из Васильевского, а живописные работы в иконостасе выполнил крестьянин из села Горкина Иван Васильевич Лобанов. Так же в этом году проводится позолота иконостаса.

1893 год.

В мае месяце: отдано церковному старосте на покупку девятизолотникового червонного золота для позолоты иконостаса мастеру Андрею Евфимовичу Бобкову под расписку 150 рублей.

В июле месяце: отдано мастеру Андрею Евфимовичу Бобкову за рамы, двери боковые, столярную работу царских врат, северных и южных дверей, киот для местных образов, киот за клироса и прочее 225 рублей.

Отдано живописцу Аркадию Климентьевичу Прихудайлову на покупку материала для живописной работы 170 рублей. Отдано иконописцу села Горкина крестьянину Ивану Васильевичу Лобанову за поправку икон в иконостасе холодного храма и за чистку риз на иконах 93 рубля.

В августе месяце: отдано живописцу Аркадию Климентову Прихудайлову за живописную работу в холодном храме 95 рублей. Остальных 160 рублей отдано за работу, за производство живописной работы в холодном храме, живописному мастеру из села Васильевского Аркадию Климентьевичу Прихудайлову.

В октябре месяце: отдано мастеру А. Е. Бобкову за позолоту на иконостасе в зимнем храме 125 рублей.

В ноябре месяце: выдано мастеру А. Е. Бобкову за резную работу иконостаса в холодном храме 100 рублей.

ЖЕЛЕЗНАЯ   ДОРОГА

Станция Ермолино возникла в период строительства железнодорожной ветки Иваново-Вознесенск–Кинешма в 1871 г. сначала как разъезд. Станцией разъезд стал в 1875 г. Кроме главного пути были построены еще два здания для пассажиров и дежурного по станции. В 1893 г., после строительства ветки Ермолино–Нерехта, станция становится узловой. Через пять лет через станцию стали ходить ежедневные поезда Иваново–Кинешма, Кинешма–Шуя и Кинешма–Новки. В 1893 г. строится ветка Ермолино–Середа, ещё через пять лет – ветка Середа–Нерехта с выходом на Ярославль, и через станцию Ермолино начинается движение поездов до Нерехты, Ярославля и Москвы. Тогда же появляется телеграфная связь, строятся кирпичное здание станции с залом ожидания и служебными помещениями, водонапорная башня, здание паровозоремонтных мастерских, двухэтажный дом для служащих станции.

Атлас Ильина 1871 г         Карта Стрельникова 1887 г

1. Атлас Ильина 1871 г. На карте видно, что через Ермолино идет Екатерининский тракт, а железная дорога Иваново – Кинешма только в проекте.

2. Карта И. А.Стрельникова 1887 г. На ней уже железная дорога до Середы Упина.

В 1882 г. на станции Ермолино проживали:

1. Телеграфист – мещанин города Шуи Василий Андреевич Болотов 30 лет и жена его Ольга Николаевна 28 лет.

2. Телеграфист – Александр Николаевич Войничь 25 лет.

Жена Коллежского Секретаря Николая Игнатьевича Войничь Анна Ивановна.

Дети их Надежда 27 лет, Константин 18 лет, Людмила 15 лет.

3. Унтер-офицер Шуйско-Кинешемского отделения С. Петерб. Жандармского Полицейского Управления Железных дорог Михаил Евменьевич Ковалев 39 лет; жена его Евгения Никаноровна 27 лет; дети их Вера 8 лет, Ольга 5 лет, Анна 3 лет, Александр 2 лет, Николай 9 мес.

Станционные сторожи:

4.Андрей Васильевич Коновалов 35 лет; жена его Параскева Ефимовна 30 лет; дети их: Надежда 12 лет, Агафья 7 лет, Василий 2 лет.

5. Отставной рядовой Андрей Андреев 36 лет: жена его Анна Федорова; дети их: Параскева 4 лет, Иван 2 лет.

6. Стрелочник – рядовой солдат Тихон Петрович Шапошников 36 лет; жена его Варвара Васильевна 24 лет; сын Михаил 4 мес.

7. Рядовой в запасе солдат Стефан Иванович Тайков 27 лет; жена его Елена Егоровна 19 лет.

8. Крестьянин Алексей Григорьевич 35 лет; жена его Ольга Егоровна 35 лет; дети их Петр 12 лет, Иван 9 лет.

На церковном кладбище сохранился один-единственный крест. Находится он напротив алтаря на почётном месте. Из надписи следует, что под ним захоронен Алексей Григорьевич Володин. Пока удалось узнать, что он крестьянин Ковровского уезда Малышевской волости и погиб на храмовый праздник 13 сентября 1889 году на железной дороге. На станции Ермолино был задавлен поездом № 101. Подробностей его жизни мы не знаем.

ШКОЛА   ПРИ   ЦЕРКВИ

В 1890 г. на приходе начал служить священник Дмитрий Иванович Лебедев 23-х лет. В своем доме он открыл школу грамоты, в которой преподавал сам, закупал книги и канцелярские принадлежности для обучения местных детей. В 1893 г. в его школе обучалось 11 мальчиков и одна девочка. В 1894 г. под школу было оборудовано помещение в церковной сторожке: устроена перегородка, лавки и стол. В 1895 г. школу пришлось закрыть “за неимением помещения”. Его преосвященством преосвященнейшим Виссарионом, Епископом Кастромским и Галичским, по вниманию к отличному поведению, трезвой жизни и усердному прохождению пасторских обязанностей о. Дмитрий награждён набедренником 1896 января 23 дня.

В храме он читал поучения и проповеди собственного сочинения, одобренные духовною цензурою. К сожалению, за его неординарные способности его переводят в Кострому духовником Духовной Семинарии в 1897 г.

8 января 1898 г. Преосвященным Виссарионом на вакантное место священника к Воскресенской церкви села Ермолина был перемещён священник Константин Виссарионович Орлеанский по его личному прошению.

Сразу по приезде в Ермолино о. Константин устроил в своем доме школу грамоты, в которой сам обучал грамоте и закону Божиему 12 мальчиков и 3-х девочек. Среди них были его старшие дети – одиннадцатилетняя Зинаида и семилетний Александр. Содержалась школа на средства о. Константина и родителей учащихся.

9 ноября 1900 г. при Воскресенской церкви стараниями о. Константина и старосты храма Николая Терентьевича Щапова была открыта первоклассная церковноприходская школа. Отец Константин был утверждён при ней заведующим и законоучителем. Об открытии школы было рассказано в «Костромских епархиальных ведомостях»:

Н.Т. Щапов          Кев 1901, №3          о. Константин Орлеанский

1) Н. Т. Щапов 2) Костромские епархиальные ведомости с описанием приезда Н.Т. Щапова в село Ермолино. 3) о. Константин Орлеанский

Приезд Щапова

15 декабря 1900 года в селе Ермолине Нерехтского уезда происходило чествование строителя и попечителя местной церковно-приходской школы, Иваново-Вознесенского 1-й гильдии купца Николая Терентьевича Щапова. До 9 ноября 1900 г. школа помещалась в доме местного священника и могла вместить только 14 человек. Между тем приход села Ермолина, удаленный от соседних школ на 6 верст, как приход с фабричным населением, особенно нуждался в правильно организованной школе. Устройство отдельного помещения для школы составляло издавна предмет особенных забот местных священников. Прихожане, при своей малочисленности и бедности, не смели даже и думать, что когда-нибудь у них рядом с храмом будет красоваться школа, и даже старались отклонять это дело, опасаясь больших расходов по устройству и содержанию школы. Но мир – не без добрых людей! Эту вопиющую нужду принял близко к сердцу Н. Т. Щапов, известный своей благотворительностию, которому было известно состояние прихода села Ермолино. Вечная благодарность ему! Он принял на себя и совершил это великое дело не потому, что имел какое-либо отношение к селу Ермолину, а как ревнитель христианского просвещения, что он и выразил при начале устройства школы. Он пожелал, чтобы школа была церковно-приходская, находилась вблизи храма и дома местного священника. И вот, благодаря ему, теперь около храма красуется обширное (23 арш. длины и 8 арш. ширины) деревянное на каменном фундаменте, крытое железом, здание школы на 50 человек, снабженное всеми необходимыми принадлежностями до мельчайших подробностей, стоющее 1700 рублей. Благодарные прихожане сочли уместным отблагодарить щедрого благотворителя своей школы. 15 декабря, когда он прибыл в Ермолино смотреть окончательную отделку здания школы, они встретили его с хлебом-солью, причем один из них прочитал приветственный ему адрес от прихожан. В простых детских словах приветствовал строителя также и один из школьников. Много благодарили прихожане также и местного своего священника о.К.О. (отца Константина Орлеанского), который положил немало трудов и забот при устройстве школьного здания. Н. Т. Щапов, осмотрев здание школы, присутствовал и на уроках школы. Общее пение школьников ему очень понравилось, и он обещал к Пасхе всем им изготовить форму.

(Костромские епархиальные ведомости 1901, № 3, неофициальная часть стр. 83-84)

Ведомость о церкви за 1900 год.

При церкви есть Церковноприходская школа, помещается она в деревянном на каменном фундаменте доме устроенным Иваново-Вознесенским купцом Н.Т. Щаповым на церковной земле; содержится на средства К.Е.У. Совета, Н.Т. Щапова и прихожан; учатся в ней 26 мальчиков и 13 девочек. Заведующим и законоучителем в ней состоит местный священник Константин Орлеанский, учителем Потомственный почетный гражданин Василий Соковоев и попечителем Иваново-Вознесенский 1-й гильдии купец Николай Терентьев Щапов.

В 1902 г. в школе обучалось 37 мальчиков и 23 девочки.

В здании церковноприходской школы впоследствии размещалась фабрика по производству щёток, до войны были детские ясли, во время войны жили эвакуированные латыши, а после войны – клуб. Сейчас от здания остались лишь обломки фундамента.

Здание школы        Место где находилась школа